Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

Территориальный отдел в г. Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах 

Информационно-аналитический бюллетень 

Оценка влияния факторов среды обитания на состояние здоровья населения Ольховского района по показателям социально-гигиенического мониторинга за 2022 год

2023 05 31 19 23 22

Информация подготовлена по показателям и данным социально-гигиенического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области за 2022 год территориальным отделом в г.Фролово, Фроловском, Иловлинском, Ольховском районах

В информации представлены: анализ медико-демографических показателей, динамика и структура показателей заболеваемости детей, подростков, взрослого населения по основным классам болезней, ранговое место по данным показателям среди территорий области.

Отражено состояние факторов среды обитания, влияющих на здоровье населения (атмосферный воздух, питьевая вода).

Даны предложения по снижению вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.

Данные социально-гигиенического мониторинга могут быть использованы с целью разработки и повышения эффективности управленческих решений, направленных на снижение вредного влияния факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

  1. Демографическая ситуация на территории Ольховского района

На 01.01.2023 г. численность населения в Ольховском районе составила 15994 человек (16113 в 2022 ) За период 2022-2023 гг отмечается уменьшение численности населения данной территории (рис.1). Тенденция за данный год совпадает со среднеобластной.

2023 05 31 19 23 41

По значению показателя общей смертности населения Ольховский район находится на 13 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

2023 05 31 19 28 39

По значению показателя рождаемости населения Ольховский район находится на 9 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

2023 05 31 19 30 12

По значению показателя естественного прироста/убыли населения Ольховский район находится на 13 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

2023 05 31 19 31 36

По значению показателя младенческая смертность населения Ольховский район находится на 32 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

2023 05 31 19 31 57

В целом демографическая ситуация на территории Ольховского района представлена в таблице:

2023 05 31 19 35 18

2. Состояние здоровья населения района по данным заболеваемости

Впервые выявленная заболеваемость населения по контингентам дети, подростки, взрослые

1)Показатель впервые выявленной заболеваемости детей в 2022 г. по Ольховскому району составил 97699,3 на 100000 детей что ниже среднеобластного в 1,7 раза.

В структуре заболеваемости детей от 0 до 14 лет жизни Ольховского района в 2021 г. ведущие ранговые места занимают:в абс.числах

1. болезни органов дыхания -1384 (58,4%),

2. болезни органов пищеварения-228   (9,6%)

3.травмы, отравления- 119   (5,02%),

4.болезни крови и кроветворных органов-112   (4,7%)

5.Анемии -112 (4,7%)

6.Некоторые инфекционные и паразитарные болезни-71   (2,9%)

Первичная заболеваемость детей представлена в таблице:

2023 05 31 19 35 46

2023 05 31 19 37 33

По значению показателя заболеваемости детей первого года жизни в 2022 году Ольховский район находится на 23 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

По показателю заболеваемости детей первого года жизни в 2022 году   снижение заболеваемости наиболее заметно в Дубовском, Кумылженском, Киквидзенском, Урюпинском, Светлоярском, Ольховском районах.

2023 05 31 19 37 54

По значению показателя заболеваемости детского населения в 2022 году Ольховский район находится на 18 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

По Ольховскому району уровень впервые установленной заболеваемости детей отдельными классами болезней превышал среднеобластной показатель в 1,5 и более раз:по болезням эндокринной системы;по болезням крови и органов кроветворения;по болезням органов пищеварения;по врожденным аномалиям (порокам развития).

2) Показатель впервые выявленной заболеваемости подростков в 2022 г. по Ольховскому району составил 113369,0 на 100000 подростков что ниже среднеобластного в 1,3 раза.

В структуре заболеваемости подростков от 15 до 17 лет жизни Ольховского района в 2022 г. ведущие ранговые места занимают:в абс.числах

1.болезни органов дыхания -213(44,5%),

2.болезни органов пищеварения -71(14,9%)

3.болезни эндокринной системы - 43 (8,9%),

4.болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани- 33 (6,9%),

5.болезни глаза и его придаточного аппарата-32(6,7%)

Первичная заболеваемость подростков представлена в таблице:

2023 05 31 19 39 53

По Ольховскому району в 2022 году уровень впервые установленной заболеваемости подростков отдельными классами болезней превышал среднеобластной показатель в 1,5 и более раз:по болезням крови и кроветворных органов; по болезням эндокринной системы; по болезням нервной системы; по болезням органов пищеварения.

2023 05 31 19 41 23

По значению показателя заболеваемости подросткового населения в 2022 году Ольховский район находится на 21 ранговом месте по территориям Волгоградской области.                                

3) Показатель впервые выявленной заболеваемости взрослого населения в 2022 г. по Ольховскому району составил 27111,5 на 100000 взрослого населения   что ниже среднеобластного в 1,9 раза.

В структуре первичной заболеваемости взрослого населения Ольховского района в 2021 г. ведущие ранговые места занимают:в абс.числах

-болезни органов дыхания -827 (27,8%)

-травмы, отравления-401 (13,5%),

-болезни органов кровообращения-250(8,4%)

-болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани-226(7,6% )

-беременность, роды и послеродовый период-150 (5,04%)

Первичная заболеваемость взрослого населения представлена в таблице:

2023 05 31 19 43 04

По значению показателя установленной заболеваемости взрослого населения Ольховский район находится на 33   ранговом месте по территориям Волгоградской области.

По Ольховскому району в 2022 году уровень впервые установленной заболеваемости взрослого населения отдельными классами болезней превышал среднеобластной показатель в 1,5 раза и более: по болезням крови и кроветворных органов; по болезням органов пищеварения;по болезням костно-мышечной системы.

2023 05 31 19 44 42

2023 05 31 19 44 55

По значению показателя по впервые выявленной заболеваемости, связанной с микронутриентной недостаточностью в 2022 году Ольховский район находится на 13 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

Заболеваемость населения Волгоградской области злокачественными новообразованиями, с впервые в жизни установленным диагнозом.

По значению показателя заболеваемости населения Волгоградской области злокачественными новообразованиями с впервые установленным диагнозом в 2022 году Ольховский район находится на 19 ранговом месте по территориям Волгоградской области.

2023 05 31 19 45 21

3. Состояние факторов внешней среды по данным социально-гигиенического мониторинга

3.1. Состояние почвы

Одной из актуальных проблем, связанных с ухудшением качества окружающей среды, является загрязнение почвы в населенных местах, а также нерациональное и неорганизованное размещение отходов. Продолжает остро стоять проблема образования стихийных и несанкционированных свалок.

Главной проблемой, которую создают несанкционированные свалки, является загрязнение окружающей среды вредными веществами, выделяющимися в процессе разложения мусора. Даже небольшая свалка мусора создает опасную экологическую обстановку, поскольку продукты распада проникают глубоко в землю, выделяются в воздух, могут проникнуть в грунтовые воды. Опасны такие свалки еще и потому, что в случае возгорания они выделяют токсичные вещества в атмосферу. В эпидемиологическом плане, несанкционированные свалки отходов являются средой обитания для бродячих животных (собаки, кошки), а также грызунов и насекомых, являющихся специфическими и неспецифическими переносчиками опаснейших для человека заболеваний, таких как чума, бешенство, лихорадка Западного Нила, Крымская геморрагическая лихорадка, токсокароз и др.Исследования почвы являются одной из важных составляющих при проведении социально-гигиенического мониторинга территории.

Мониторинг загрязнения почвы - система регулирующих наблюдений, включающая в себя наблюдения за фактическими уровнями, определения прогностических уровней загрязненности, выявление источников загрязнения почв.

Мониторинговые точки контроля почвы утверждены приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области.

Исследования почвы в данных точках осуществлялись лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» в теплый период года.

Проводилось определение микробиологических (БГКП, энтерококки, патогенная микрофлора) и паразитологических показателей (я/глист, цисты лямблий, куколки и личинки синантропных мух) (табл. 1).

2023 05 31 19 47 39

3.2. Состояние питьевой воды централизованного водоснабжения по данным СГМ

На территории района 25 населенных пунктов с населением 16350 человек. Централизованным водоснабжением обеспечено 15686 человек (95,9%).  

Водозабор осуществляется из 36 подземных источников.

Выше среднеобластного уровня удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в Быковском, Палласовском, Суровикинском, Клетском, Калачевском, Старополтавском, Николаевском, Ольховском, Руднянском, Октябрьском, Светлоярском, Фроловском районах.В большинстве случаев не соответствуют требованиям подземные водоисточники по причине отсутствия организованных зон санитарной охраны в соответствии с разработанными проектами. Наиболее высокий удельный вес подземных источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в Быковском, Палласовском, Суровикинском, Клетском, Старополтавском, Калачевском, Светлоярском, Николаевском, Ольховском, Руднянском, Фроловском районах.

Еще одной причиной несоответствия качества подаваемой населению воды является отсутствие необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок.

Мониторинговый отбор проб питьевой воды проводился в 2 контрольных точках – с.Ольховка, ул.Восточная, 9 (Ольховская средняя школа); с.Солодча, ул.Краснопартизанская,9 (Солодчинская средняя школа)

При проведении анализа результатов мониторинга учитывались такие показатели как количество проб, не соответствующих гигиеническим нормативам (по санитарно-химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям).

За последние три года показатели качества воды по санитарно-химическим показателям и микробиологическим показателям достаточно стабильны.

2023 05 31 19 50 13

По значению исследований воды на микробиологические показатели Ольховский район находится на 23 ранговом месте среди территорий области (рис.11)

2023 05 31 19 51 25

По значению исследований воды на микробиологические показатели Ольховский район находится на 33 ранговом месте среди территорий области (рис.11)

2023 05 31 19 52 42

По значению исследований воды на санитарно-химические показатели Ольховский район находится на 35 ранговом месте среди территорий области (рис.12)

Решение вопроса обеспечения района доброкачественной питьевой водой является важной проблемой. Питьевая вода, не соответствующая гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, влияет на состояние здоровья. Установлено, что даже небольшие изменения органолептических свойств воды снижают секрецию желудочного сока; приятные вкусовые ощущения влияют на отдельные физиологические параметры нервной и сердечно-сосудистой систем. Длительное использование минерализованных вод может оказывать негативное влияние на водно-солевой баланс, функциональную деятельность пищеварительной системы, нарушение обменных и других физиологических процессов. Повышенное содержание солей жесткости обуславливают возникновение мочекаменной болезни, нарушений секреторной деятельности желудочно-кишечного тракта, аллергических заболеваний. Большое содержание хлоридов в питьевой воде влияет на водно-солевой обмен, реактивность сосудов, способствует возникновению гипертонической болезни.

Железо в повышенных концентрациях может вызывать зуд, сухость, шелушение кожи, способствует развитию аллергических реакций.

Мерами по улучшению качества питьевой воды должны быть усиление мероприятий по строгой санитарной охране водоисточников, а также совершенствование технологии процессов водоподготовки, в т.ч. кондиционирование и очистка, использование современных методов обеззараживания. Одним из вариантов решения проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой может служить установка локальных систем доочистки воды в отдельных населенных пунктах, жилых и общественных зданиях, прежде всего - в социально- и эпидемиологически значимых объектах. Необходимы также своевременные работы по замене изношенных труб разводящей водопроводной сети.

Для решения данных проблем необходим комплексный подход органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, учреждений здравоохранения, а также водохозяйственных предприятий по разработке, принятию и внедрению управленческих решений и медико-социальных программ.

3.3. Состояние атмосферного воздуха по данным СГМ

Исследования атмосферного воздуха по СГМ не проводились.

Выводы:

Проведение социально-гигиенического мониторинга по базовым критериям общественного здоровья позволяет делать выводы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, прогнозировать основные тенденции его развития на данной территории.

Следует отметить, что на территории Ольховского района имеются отрицательные демографические аспекты:

Показатели заболеваемости детей и взрослых ниже среднеобластных показателей на протяжении ряда лет, но показатели заболеваемости достаточно высокие.

Для выявления возможного негативного влияния на состояние здоровья населения осуществляется мониторинг за основными факторами среды обитания.

Предложения и рекомендации

Мероприятия по снижению негативного влиянии факторов внешней среды на здоровье населения Ольховского района Волгоградской области должны быть направлены на реализацию основополагающих документов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Стратегические национальные цели включают в себя обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Ольховского района, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 г – до 80 лет). Перед органами власти поставлены следующие целевые показатели: снижение смертности населении трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. нас., смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. нас., смертности от новообразований, в т.ч от злокачественных до 185 случаев на 100 тыс. нас. В целях достижения данных показателей, важными направлениями деятельности является профилактика неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами смертности населения, в том числе трудоспособного возраста.

1.Активная реализация на территории Ольховского района Волгоградской области основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография». Наиболее приоритетной должна стать реализация данных мероприятий на территориях Ольховского района Волгоградской области, где сложилась наиболее неблагоприятная демографическая ситуация.

1.1.решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста. Эти мероприятия предусматривают в первую очередь снижение смертности по нозологиям, которые имеют наибольший удельный вес в причинах смертности населения, в т.ч. трудоспособного возраста;

1.2.сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет продолжения реализации комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, улучшения материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

1.3.сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний, прежде всего на территориях, где зафиксированы наиболее высокие уровни смертности за последние годы – в т.ч. за счет продолжения реализации программ профилактики, скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

1.4.сокращение уровня смертности, в т.ч. трудоспособного населения, от внешних причин: травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, травм и несчастных случаев (в т.ч. на производстве, от самоубийств и др.);

1.5.сокращение смертности от последствий употребления алкоголя, наркотиков.

1.6.решение задачи по повышению уровня рождаемости, прежде всего на территориях с низкими показателями. Решение данной задачи требует использования всех механизмов государственной поддержки семей, имеющих детей, создания в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми;

1.7.поддержание на низком уровне показателя младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения.

2.Мероприятия по улучшению состояния здоровья населения, снижению уровней заболеваемости должны, прежде всего, предусматривать профилактику заболеваний, которые преобладают в структуре заболеваемости населения и обуславливают ее многолетний рост. Учитывая вклад различных внешних факторов при формировании запаса здоровья человека, следует, прежде всего, отметить необходимость дальнейшего усиления работы по таким направлениям как пропаганда здорового образа жизни (рациональное питание, в том числе снижение дефицита микронутриентов, снижение темпов ожирения населения, отказ от вредных привычек, занятия физкультурой и спортом и т.д.), снижение негативного воздействия факторов окружающей среды. Также важно повышать доступность занятия спортом как детскому, так и взрослому населению области.

Для снижения уровня заболеваемости злокачественными новообразованиями необходимо продолжение активной работы по проведению первичной профилактики: выявление и устранение возможного действия на человека канцерогенных факторов окружающей и производственной среды, уменьшение их воздействия на человека, пропаганда здорового образа жизни, эндокринно-возрастная и медико-генетическая профилактика.

3.Снижению негативного влияния факторов среды обитания должна способствовать реализация на территории Ольховского района Волгоградской области мероприятий федерального проекта «Чистая вода», который с 2020 года проводится в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

3.2.Причинами неудовлетворительного качества питьевой воды на территории Ольховского района Волгоградской области продолжают оставаться:

  1. Высокий износ водопроводных сооружений и сетей, который в среднем по району составляет 60-70%, а в отдельных населенных пунктах достигает 95%.
  2. Отсутствие специально оборудованных зон санитарной охраны источников, в том числе зоны санитарной охраны 1 пояса, предусматривающих наличие ограждения на определенном расстоянии от источников и водопроводных сооружений; наличие дорожек с твердым покрытием.
  3. Не проводится должным образом производственный контроль качества питьевой воды организациями, осуществляющими эксплуатацию водопроводных сетей; не обучается персонал по причине отсутствия финансирования. В связи с чем, органы местного самоуправления не владеют в полной мере информацией о качестве питьевой воды в населенных пунктах, и в случае существенного ухудшения качества воды, не смогут принять экстренные меры по предотвращению угрозы здоровью населения.

В целях улучшения водоснабжения населения необходимыми является:

  • проведение мероприятий по реконструкции водозаборов, не имеющих необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок (в основном в сельских населенных пунктах, не вошедших в региональную программу).
  • проведение мероприятий по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения; обеспечение на территории эксплуатируемых водоисточников надлежащего режима содержания зон санитарной охраны.
  • разработка и реализация рабочих программ производственного контроля за качеством воды из источников водоснабжения и питьевой водой;

Данные мероприятия требуют совместной работы органов законодательной, исполнительной власти всех уровней, водохозяйственных предприятий и надзорных органов в сфере водоснабжения.

3.3.Мероприятия по предотвращению загрязнения почвы должны предусматривать собой систематическую очистку территорий, которая позволяет минимизировать загрязнение почв как химическими, так и биологическими агентами.

Предлагаемые меры по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Ольховском районе Волгоградской области в области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:

  • Исполнение Постановления Правительства РФ от 31.08.208 № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в ведения их реестра».
  • Ликвидация ранее накопленных несанкционированных мест скопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах.
  • Внедрение на территории Ольховского района Волгоградской области системы раздельного (селективного) сбора ТКО в местах их временного накопления.

Активная санитарно-просветительная работа по внедрению схемы раздельного сбора ТКО на территории Ольховского района Волгоградской области.

Использование результатов социально-гигиенического мониторинга при обосновании разрабатываемых мероприятий, направленных на снижение воздействия негативных факторов окружающей среды и риска развития неблагоприятных эффектов для здоровья населения, будут способствовать дальнейшему улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния здоровья населения.

Термины и определения

Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

Показатель (коэффициент) рождаемости - показывает, сколько человек рождается в течение календарного года в среднем на каждую 1000 человек наличного населения.

Общий показатель (коэффициент) смертности - показывает, сколько человек умирает в течение календарного года в среднем на каждую 1000 человек наличного населения.

Первичная заболеваемость (впервые выявленная) - частота новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном календарном году выявленных среди населения заболеваний (в расчете на 100000 населения).

Экологическое просвещение — это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

Основные задачи экологического просвещения в целом, вне зависимости от его разновидности, призваны:

— воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

— обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

— содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

— ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

— дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

Экологическая культура. Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения». К.Г. Паустовский

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.

Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание
людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.
Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.
Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:

  • Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
    • Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX-го века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете. Угроза серьёзного экологического кризиса поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого. Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума, придав ему эконаправленность.

Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры.

Без неё в условиях экокризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса парниковых газов, разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров и пр.

Воспитание экологической культуры населения, её внедрение и развитие в обществе проводится на уровне каждой страны в отдельности. Эти процессы подкрепляются законодательно, а также за счёт деятельности общественных организаций, союзов, движений, общества защиты природы.

Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды. В тот же период были приняты законы об охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности населения, гидрометеорологической службе и др. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России.

Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на госуровне пока всё же нет.

Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические. То есть пока что в России эффективность экономики имеет приоритетное значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Кроме того, в отношениях бизнеса и государства нет эффективного действующего механизма распределения ответственности за экологические последствия решений, принимаемых на уровне предприятий и даже регионов.

Получается, что современная российская экологическая культура характеризуется преобладанием индивидуалистических утилитарных установок, психологии потребления. Это негативно сказывается на здоровье, качестве жизни населения, состоянии флоры и фауны. В глобальной перспективе это последствия для всей природы, человека, планеты. Как раз чтобы избежать этого, и нужно формировать правильные установки в обществе.
Для воспитания у населения РФ экологической культуры в её классическом понимании, по мнению экспертов, необходима смена текущих экономических приоритетов на экологические.
Это станет возможным только в случае преобразования сознания каждого человека в отдельности и системы общественных ценностей в целом.

Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.
Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.

Формирование и развитие экокультуры Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.

Международная практика показывает, что для успешного выполнения данной задачи необходимо:
• введение хорошо продуманной и действующей нормативно-правовой базы;

  • осуществление экологического воспитания в образовательных учреждениях;
  • внедрение экологического просвещения;
  • личная сознательность граждан.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьной, профессиональной и рабочей деятельности человека. В учебных учреждениях тематический материал усваивается детьми и подростками благодаря организации олимпиад, предметных недель, конкурсов, специальных акций.

Типичная проблема, с которой приходится сталкиваться: экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой преимущественно занимаются общественные организации и СМИ. Продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции и не несёт в себе побуждения к применению в жизни. К сожалению, воспитание экологической культуры тормозит и тот факт, что человек акцентирует своё внимание на локальных успехах природоохранной практики и готов довольствоваться минимальным экоблагополучием.

Надо помнить, что экологическая культура каждого отдельно взятого человека создаётся под влиянием семьи, в которой он растёт, общества, в котором общается, учится и работает, его понимания актуальности проблемы и личной сознательности.
Поэтому полностью перекладывать ответственность за формирование экологических убеждений граждан на систему гособразования неверно: не подкреплённые практикой знания и умения угаснут очень быстро. Именно личная ответственность и сознательность людей, понимание бесперспективности потребительского отношения к природе для них же самих способно стать толчком для динамичного развития новой экологической культуры и мышления человека. Такое мировоззрение требует отказа от эгоистических установок ради благополучия последующих поколений и сохранения жизни на Земле.
Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий.

Деятельность администрации сельского поселения по экологическому просвещению. В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени находятся в центре внимания Администрации сельского поселения. В своей работе Администрация старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры.
Администрация поселения совместно с другими учреждениями, предприятиями стараются объединить свои усилия по созданию экологических информационных ресурсов, распространению экологических знаний, вместе участвовать в решении острых экологических проблем. В целом экологическая ситуация в сельском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.

Основными источниками загрязнения окружающей среды в сельском поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий. Серьезную озабоченность вызывают состояние сбора, утилизации и захоронения бытовых и промышленных отходов. Для решения данной проблемы администрация сельского поселения заключает договора на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, в соответствии с которым сбор и вывоз мусора с населенных пунктов сельского поселения производится несколько раз в месяц.

Экологическая безопасность. Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным. С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, и от горячо любимого правительства, способного проводить непредсказуемую политику, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. Сегодня все это воспринимается естественно и не кажется чем-то надуманным, потому что все эти события, угрожающие нашей безопасности, вполне вероятны и, более того, уже случались на нашей памяти. Следовательно, проводятся профилактические мероприятия по снижению этих рисков, и каждый в состоянии их назвать.

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности.
В качестве основного метода анализа безопасности использована широко принятая в мире современная методология анализа риска, официально признанная Министерством здравоохранения РФ. Данная методология позволяет объективно и количественно оценить риски здоровью человека, связанные с присутствием в атмосферном воздухе, поверхностных водах и продуктах питания вредных веществ различной природы — химических канцерогенов и токсинов, радиоактивных веществ. Детальные пилотные проекты, реализованные под эгидой Минздрава в наиболее неблагополучных городах, привели к печальным выводам.

Уровни риска, связанные с загрязнением химически вредными веществами, в десятки, сотни и тысячи раз превосходят уровни, которые считаются социально приемлемыми в развитых странах.

1. Отметим также, что понятие «экологическая безопасность» применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств.
Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Иными словами, экологическая безопасность прочно входит в нашу жизнь, и ее важность и актуальность возрастает год от года.

Говоря о факторах опасности, иногда различают техногенную и экологическую опасность. Под экологической опасностью подразумевают экологические воздействия, в результате которых могут произойти изменения в окружающей среде и вследствие этого измениться условия существования человека и общества. Но в глобальном масштабе естественные природные источники опасности сейчас относительно не велики по сравнению с антропогенными. Тем более, что человек быстро учиться их прогнозировать и предупреждать.
Экологическая безопасность это — комплекс, мер направленных на снижении вредных последствий современного промышленного производства и выбросов в атмосферу.
Экологическая безопасность — состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне — государство от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологическая безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать не допускает, а в случае возникновения — ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. Суть глобального контроля и управления в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой, который направляется совокупностью входящих в состав биосферы живых организмов.
Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организацию методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер.
На глобальном уровне был решен ряд экологических проблем международного масштаба. Большим успехом международного сообщества стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, пока кроме подземных испытаний.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляются на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, союз африканских государств).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает в себя:

-экологизацию экономики;

-новые экологически безопасные технологии;

-выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков, и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Решение конкретных локальных проблем определяет возможность достижения цели управления экологической безопасностью регионального и глобального уровням. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням.
Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая среда, т.е., комплексы естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

1.1 Критерии экологической безопасности. Научная литература и различные рекомендательные и нормативные документы содержат множество частных критериев безопасности, в том числе и экологической безопасности. При этом часто невозможно судить, по какому из этих критериев можно вынести окончательное суждение о безопасности того или иного объекта. Поэтому возникает необходимость разработки и использования небольшого числа интегральных критериев безопасности и получения на их основе обобщенной оценки состояния объекта.

Для экосферы и ее частей — биомов, регионов, ландшафтов, т.е. более или менее крупных территориальных природных комплексов, включая административные образования может служить уровень эколого-экономического, или природно-производственного паритета, т.е. степени соответствия общей техногенной нагрузки на территория ее экологической техноемкости — предельной выносливости по отношению к повреждающим техногенным воздействиям.
Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступает целостность, сохранность их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей. Сходные критерии относятся и к технико-экономическим системам.
Наконец для индивидуумов главным критерием безопасности является сохранение здоровья и нормальной жизнедеятельности.

2. Направления обеспечения экологической безопасности населения. Проблемы экологической безопасности и рационального природопользования неразрывно связаны с социально-экономическим развитием общества и обусловлены им, связаны с вопросами охраны здоровья, созданием благоприятных условий для жизнедеятельности и естественного воспроизводства населения в настоящем и будущем поколениях.
Концепция экологической безопасности представляет собой систему взглядов, целей, принципов и приоритетов, а также основанных на них действий политического, экономического, правового, административного, научно-технического, санитарно-эпидемиологического и образовательного характера, направленных на создание безопасных и благоприятных условий среды обитания нынешнего и будущих поколений населения.
Экологическая безопасность входит в систему государственной безопасности, приоритетными элементами которой являются конституционная, оборонная, экономическая, политическая, продовольственная, информационная безопасности и др.
Система экологической безопасности имеет многоуровневый характер — от источника воздействия на окружающую среду до общегосударственного, от предприятия, муниципального образования, субъекта Федерации до страны в планетарном аспекте.
Основная цель экологической безопасности состоит в достижении устойчивого развития с созданием благоприятной среды обитания и комфортных условий для жизнедеятельности и воспроизводства населения, обеспечения охраны природных ресурсов и биоразнообразия, предотвращения техногенных аварий и катастроф.
Достижение поставленной цели предполагает комплексное, системное и целенаправленное решение следующих задач:

1) в сфере обеспечения экологической безопасности в регионе, на урбанизированных территориях:

— совершенствование инструментов реализации экологической политики: законодательных, административно-управленческих, образовательно-просветительских технических, технологических;

— снижение и доведение до безопасных уровней техногенной нагрузки на человека и окружающую среду на территориях (в зонах) с особо неблагоприятной экологической обстановкой;

— создание и эффективное функционирование системы управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды города;

— удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, качественных продуктах питания за счет местных ресурсов. Экологическая безопасность, особенно такие ее элементы как водная безопасность, продовольственная безопасность предполагает гарантию удовлетворения потребности, рассматривая это явление в историческом аспекте, обусловленное генетическими условиями, обстоятельствами;

— обеспечение поддержания качества рекреационных объектов, безопасного сбора, перевозки, хранения, переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов;
— создание системы предупреждения и защиты населения при аварийных и чрезвычайных экологических ситуациях (природных, антропогенных);

— поэтапная экологизация производства, внедрение экологически безопасных технологий.

Общие принципы обеспечения экологической безопасности основываются на политике экологической безопасности Российской Федерации, отраженной в Положении о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 12 июля 1996 г. № 326 и Экологической доктрине России (проект 2001 г.) и др.:

— единство экономического, социального и экологического развития муниципального образования, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений населения (принцип устойчивого развития);

— установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности органов местного самоуправления, государственных органов субъекта Федерации и федеральных природоохранных органов за состояние окружающей среды и природных ресурсов, разработку и реализацию совместных мероприятий по обеспечению экологической безопасности, их финансовое, ресурсное обеспечение;

— приоритетность экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов территориального и регионального масштаба;

— приоритетность решения проблем охраны окружающей среды и экологической безопасности как основного фактора риска неблагоприятного влияния на здоровье населения;

— сочетание административных, нормативных и экономических методов управления природоохранной деятельностью для обеспечения экологической безопасности населения; — введение экологических мотиваций в процесс принятия управленческих решений, внедрение экологических оценок затрат и результатов, установление более строгих экологических ограничений и стандартов;

— первоочередность разработки и реализации мероприятий по обеспечению экологической безопасности для территорий, предприятий и объектов с критической или явно неблагоприятной экологической обстановкой, непосредственно влияющей на здоровье населения (принцип концентрации усилий на «локальных» проблема);

— приоритетность выявления и решения задач снижения экологического риска на объектах потенциальной экологической опасности (принцип «горячих точек»);

— этапность решения проблем охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, установление кратко-, средне- и долгосрочных целей и задач, соответствие кратко- и среднесрочных результатов долгосрочным целям экологической безопасности города;

— предупреждение ухудшения экологической обстановки;

— постепенный переход от действий, направленных на локализацию отрицательных последствий («борьба со следствием»), обусловленных нарушением экологического равновесия, к их прогнозированию и предотвращению («борьба с причинами»);

— увеличение объема и повышение точности информации о состоянии окружающей природной среды и об источниках экологической опасности для принятия адекватных решений по управлению городским развитием;

— широкое распространение экологической информации, затрагивающей интересы населения, и обеспечение участия общественности в принятии решений;

— непрерывное экологическое образование и воспитание населения для формирования мировоззрения граждан всех возрастов на основе глубокого уважения к природе.

Основными объектами экологической безопасности выступают человек (личность) с его правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния территории города; благоприятная экосистема города как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.

Заключение. Под безопасностью Российской Федерации понимается качественное состояние общества и государства, при котором обеспечивается защита каждого человека, проживающего на территории РФ, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития России, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, конституционного строя и государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности от внутренних и внешних врагов.

Это типичное для нашей страны определение безопасности точнее — государственной безопасности. Оно может быть сведено к краткой формуле: «состояние защищенности от опасности».

Безопасность сложной системы определяется не только субъектами защиты или факторами внешней защищенности, сколько внутренними свойствами — устойчивостью, надежностью, способностью к авторегуляции. В наибольшей степени это относится именно к экологической безопасности. Человек, общество, государство не могут быть гарантами собственной экологической безопасности до тех пор, пока продолжают нарушать устойчивость и биотическую регуляцию окружающей природной среды.
Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.

Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков. Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить «шкалу», при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

Основные законы.

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ.

3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности.

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ.

4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.

7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ.

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.

2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.

4. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
2. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ.

4. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
5. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

6. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах».

7. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

8. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ.

9. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

10. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

11. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

Нормативные правовые акты, изданные органом исполнительной власти Волгоградской области, размещаемые в целях официального опубликования:

https://oblkompriroda.volgograd.ru/norms/acts/

Экологическая ситуация в сельском поселении. В целом экологическая ситуация в Киреевском  сельском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.

Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые бытовые отходы (далее ТБО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

  Серьезную озабоченность вызывают состояние сбора, утилизации и захоронения бытовых и промышленных отходов. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления   с привлечением населения, предприятий и организаций, наличия финансирования с привлечением источников всех уровней.

Несмотря на предпринимаемые  меры, растет количество мусора   и бытовых отходов на  закрытой свалке, подлежащей ликвидации и на которой установлен  информационный щит «Свалка запрещена», отдельные домовладения не ухожены. Накопление в больших масштабах промышленных отходов и негативное их воздействие на окружающую среду является одной их главных проблем обращения с отходами.

Для решения  проблем  по благоустройству населенных пунктов   с ТКО , установлены  контейнерные площадки и контейнеры для  накопления твердых коммунальных отходов, которые  вывозятся 2 раза в неделю.

Вблизи водных объектов  размещается информация о запрете движения, стоянки и мойки  транспортных средств в границах водоохранных зон.

На сходе граждан  до жителей поселения была доведена информация о местах выпаса сельскохозяйственных животных, а также информация  об административной ответственности  за нарушение  правил содержания  и выпаса животных.

В местах массового отдыха   по ул.Кооперативной,   по ул.Почтовой , установлены контейнеры для  сбора мусора, проводятся субботники, озеленение территории. 

Администрацией поселения  проводятся  экологические субботники   «Чистый берег» по уборке берегов рек Чертолейка и Ольховка , а также  участие в акции  «Зеленые дороги области» , по уборке обочин дорог местного значения.

Администрацией поселения проводится праздник «День села»:

-  который направлена  на благоустройство муниципального образования, в том числе озеленение дворов, придомовой территории, цель которого  определить «Лучшее подворье», с привлечением предприятий, организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей и жителей поселения    с вручением  подарков и благодарственных писем;

Проведение данных конкурсов призвано повышать культуру поведения жителей, прививать бережное отношение к элементам благоустройства, привлекать жителей к участию в работах по благоустройству, санитарному и гигиеническому содержанию прилегающих территорий.

Постановлением  Администрации Киреевского сельского поселения от 19 марта 2020 года  № 16 утверждена Программа   «Использование и охрана земель на территории  Киреевского  сельского поселения  Ольховского муниципального района Волгоградской области на 2020-2022 годы».

Граждане Киреевского сельского поселения, давайте защитим природу, чтобы стать по-настоящему величественной космической расой. Чтобы жить долго. Чтобы быть сильными и здоровыми. Любите животных, защищайте их,  посадите деревья и цветы, кормите птиц, не загрязняйте речку!

 Наименование Дата документа
Постановление №15 от 05.04.2021 года "Об утверждении Положения о порядке организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Киреевского сельского поселения"  05.04.2021г.
Постановление №16 от 19.03.2020г. "Об утверждении Программы «Использование и охрана земель на территории Киреевского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области на 2020-2022 годы» 19.03.2020г.
Яндекс.Метрика